Арт-терапия
Терапия творчеством

Арт-терапия в теории и практике



Форма входа




Главная » Библиотека по арт-терапии » Арт-терапия
Эми Минделл

Сновидящее тело в движении.


Работа с движением и процессуально-ориентированная психология

Ниже приведен пример применения работы с движением в процессуально-ориентированной психологии.

Однажды, одна моя клиентка села и начала очень серьезно говорить о проблеме, связанной с построением планов и обязательствами, которые она берет на себя. Пока она рассказывала, ее движения были достаточно сильными и линейными, за исключением одного очень быстрого момента, когда ее руки подбросили свитер, который она держала, в воздух, и откинули его в сторону. Когда я попросила ее обратить внимание на это неожиданное подбрасывание свитера, и сосредоточиться на качестве движения, она, казалось, смутилась, но ей было любопытно, что означает это движение. Она вновь взяла свитер, и, казалось, ей нравилось небрежно подбрасывать его в воздух. Она сделала это несколько раз, и я попросила ее встать и сделать то же самое движение, но без свитера.
Она встала и стала экспериментировать с быстрыми, ненаправленными, мелькающими движениями руками, головой, ногами, и, в конце концов, все ее тело стало метаться в разных направлениях по всей комнате. Она смеялась, наслаждаясь ощущением свободы. Вдруг она остановилась и робко сказала: "Я не знаю, что я делаю. Это здоро-во, но разве это полезно?" Я предложила ей следовать этому загадочному танцу еще какое-то время, чтобы его смысл развернулся сам собой.
Я присоединилась к ее танцу, и мы носились по комнате в разных направлениях. Двигаясь, я попросила ее включить выражение лица, которое соответствовало бы качеству движения, и может быть, добавить звук. Ее глаза широко раскрылись, и она стала с силой выдыхать воздух, дуть. Я попросила ее "посмотреть", что она делает и рассказать об этом. Она сказала, что видела и ощущала образ великой богини, следующей ветрам судьбы! Она продолжала разворачивать историю о богине ветра, при этом кружась и вращаясь самым неожиданным и потрясающим образом.
Когда, наконец, улыбаясь, она приземлилась, она сказала, что это то качество, которое ей необходимо, чтобы иметь дело с повседневными проблемами: не так много организовывать, анализировать или планировать, а жить спонтанно.

Процессуальная работа

Процессуально-ориентированная психология (ПОП), чаще называемая "процессуальной работой" (ПР) была разработана 25 лет назад моим партнером Арнольдом Минделлом и его соратниками в Швейцарии и США. ПР - это форма психотерапии, в основании которой лежит древнее учение Даосизма и знание о мудрости природы. Она с уважением относится к познанному и понимаемому миру, и в тоже время погружается в таинственные и неизвестные, сновидческие измерения жизни. Спектр ее применения очень широк: от работы с людьми в предсмертном и коматозном состояниях, до групповой и политической деятельности, до работы с взаимоотношениями, с движением, с телом (bodywork), a также используется в медитациях и искусстве. ПР показывает, что зачатки решений и огромные источники творчества обнаруживаются как раз там, где мы меньше всего ожидаем их обнаружить: в наших самых трудных проблемах, в спонтанных движениях и в снах.

Движение, в самом широком смысле этого слова, - сердцевина ПР, т.к. сам термин "процесс" означает поток переживания, опыта, т.е. движение, изначально присущее жизни и природе. Подобно даосам, живущим в исследовании и приспособлении к постоянным трансформациям, изменениям в природе, процессуально-ориентированный специалист наблюдает и присоединяется к реке переживаний и пытается помочь природе развернуть, раскрыть себя. Вне зависимости от того, фокусируется ли он на телесном симптоме, сне, на движении или на конфликте во взаимоотношениях, на групповом взаимодействии или на экстремальном состоянии сознания (другими словами, называемом психозом) процессуальный специалист всегда задает вопрос: "А что движется? Что сейчас изменяется?" и пытается следовать извилистой тропинке природы.

Состояния и процессы

Процессуальное видение жизни противоположно видению событий, как состояний. Статический взгляд на жизнь имеет тенденцию вешать ярлыки на те переживания, закрепляя названия, которые можно применять лишь одномоментно. Такие названия, как "боль", "проблема во взаимоотношениях" или "двигательные трудности" - это лишь статические описания динамических процессов, которые находятся в процессе развертывания, развития. Как только мы проникнем туда и последуем внутреннему движению этих одномоментных состояний, мы откроем текучие и креативные процессы. Подобно всем двигательно-ориентированным людям, процессуальные специалисты понимают события, входя в поток переживания, а не анализируя жизненную форму из вне. Самое важное в ПР в том, что она фокусируется на творческой искре в каждом индивидууме, в паре или в групповом переживании.

Восприятие и каналы

Будучи профессиональной танцовщицей, в 1980 году я приехала в Цюрих в поиске такого способа работы с людьми посредством движения, который бы глубоко затрагивал природу и творчество каждой личности. Я обожала танец, но чувствовала, что я "застряла" в своем двигательном репертуаре. ПР открыла мне доступ к пониманию моих двигательных процессов и помогла преодолеть мои собственные двигательные ограничения. Мне хотелось бы несколько слов сказать вначале о процессуальной теории в целом, а затем более подробно остановиться на ее применении в работе с движением.
Сигналы - это биты информации, которые проявляются в различных каналах. Например, - через боль в животе, в жесте, в ситуации взаимоотношений. Каналы - это модальности переживания, нейтральные или пустые проводники, через которые проявляет себя информация. Среди основных каналов: кинетический (двигательный), визуальный (видения, сны, образы, галлюцинации), аудиальный (внутренние и внешние звуки и голоса), проприоцептивный (внутренние телесные ощущения и/или чувства), а также канал взаимоотношений и мировой канал, который включается, когда мы фокусируемся на взаимодействиях с другими людьми или событиями в мире и в окружающей среде.

Процесс, мы используем этот термин, когда имеем дело с развивающимся потоком сигналов, которые проявляются и продвигаются по различным каналам. Искусство ПР состоит в том, чтобы следовать и помогать естественному потоку или движению процесса, по мере того, как он раскручивает свой уникальный путь развития.

Процессы подразделяются в зависимости от их удаленности от осознания человека. Термин первичный процесс описывает те аспекты процесса, которые близки к нашему осознанию, с которыми мы идентифицируемся в данный момент. В примере с богиней ветра, мы обратили внимание, что ее первичное намерение или процесс был очень серьезный и сконцентрирован на проблеме, связанной с постановкой планов и обязательств. Вторичные процессы описывают все события, которые мы переживаем как "происходящие с нами"; они удалены от осознания и мы не идентифицируемся с ними, как подбрасывание свитера, которое привело нас в великолепной богине ветра.

Термины первичный и вторичный не тождественны терминам "сознательный" и "бессознательный". Они различны по нескольким параметрам. Первичные процессы обычно не являются полностью сознательными или находящимися под нашим сознательным контролем. Это определенная идентичность, которую мы приняли, и которую, может быть, трудно изменить, даже если мы захотим. Кроме того, первичные и вторичные процессы постоянно превращаются один в другой, и определяются в зависимости от того, с чем мы идентифицируемся в каждый конкретный момент.

Часть каналов мы используем как первичные, а часть как свои вторичные процессы. Каналы, которые мы используем в сочетании со своим первичным процессом, называются занятыми каналами. Мы используем их регулярно с некоей степенью осознания. Определить, является ли канал занятым, можно слушая то, как мы выражаем это в языке, прежде всего по использованию активной формы глагола. Например, предложения типа "Я представляю, что я деловой человек" указывают, что "Я" задействовало визуальный канал, т.е. он первичен сейчас. Занятый двигательный канал может быть выражен в таком высказывании: "иногда я просто выпрыгиваю из кожи". Движение задействовано в первичном процессе, когда мы признаем, что движение или жест выражены полностью, или когда движения очень близко отражают то, что говорит человек.

Незанятые каналы - это аспекты вторичных процессов. Эти каналы не используются сознательно. Мы определяем незанятые каналы, обращая внимание на использование в речи пассивной формы глагола. В терапевтическом контексте фразы типа "люди смотрят на меня" указывают на незанятый визуальный канал, т.к. другие люди смотрят, не я это делаю. Незанятый двигательный канал можно обнаружить в высказываниях типа "она может постоять за себя перед начальником, а я не могу" или " дерево склонилось от ветра". Незадействованное движение также проявляется в повторяющихся, спонтанных и незавершенных действиях, двигательно-ориентированных происшествиях, и непроизвольных телодвижениях.
Очень важно обращать внимание на незанятые каналы, т.к. они дают самый непосредственный доступ к самым глубоким процессам благодаря тому факту, что они сильно удалены от того, что мы себе позволяем замечать. Вот почему поощрение клиента к использованию незанятого двигательного канала простым вставанием в течение нескольких секунд может вскрыть как его/ее всю жизненную историю, так и текущий процесс в этом пространстве.

ПР особенно ценит вторичные переживания, как зародыши новой жизни, и помогает им разворачиваться с помощью технического приема амплификации (усиления). Амплификация - это усиление сигнала в определенном канале, в котором происходит переживание, с тем, чтобы вынести его полное послание. Моя клиентка, например, усилила движение, сначала сконцентрировав на нем внимание, а затем, встав и подключив все тело, затем она стала корчить рожи, отражающие ее движение, и в конце, создав танец. Глубину процесса также можно развернуть, используя прием смены каналов, или путем добавления других каналов. В этом примере я попросила женщину сменить канал, произнося звуки, которые отражали бы ее движения. Затем, я вновь попросила ее сменить канал и создать образ, который передавал бы ее переживания, который она в последствии перевела в рассказ.

Дифференциация движения

Дифференциация движения на первичные и вторичные была чрезвычайно полезной для меня при преодолении моих собственных двигательных репертуарных ограничений и при погружении в мои собственные и клиентские "сновидческие" процессы. Первичные движения намерены и тождественны с нашей идентичностью в данный момент. Мы понимаем их, и они имеют для нас смысл. В примере с моей клиенткой, ее сильные и направленные движения первичны, т.к. отражают ее первичное намерение серьезно поговорить о своих проблемах.

Вторичные движения - не намерены, спонтанны и не тождественны с нашей первичной идентичностью. Такие вторичные движения - сно-подобные сообщения, они загадочны и удивительны. Они не завершены в своем выражении, и мы не готовы понять их. Вторичные движения подобны началу предложения, которые зависают в середине! В них существует тенденция к повторению, пока мы не заметим их, и пока не поможем им развернуться. Вторичное движение проявилось в процессе клиентки, когда она бросила свитер. Качество движения не было конгруэнтным, не сочеталось с ее первичным процессом.
Не так легко признать эти вторичные движения и оставаться с ними, хотя это одна из целей импровизационного и креативного танца. Непроизвольные движения очень быстрые. Например, как мимолетное спотыкание, или вдруг вздрогнули плечи, или случилось тиковое движение. Здесь очень легко обмануть себя, обращая внимание на те движения, которые нам нравятся, или которые мы предпочитаем; и при этом, игнорируя или просто не замечая те аспекты движения, которые мы не понимаем, или которые "не красивы", быстры, странны, непроизвольны или отличны от того, как мы идентифицируем себя. Мы можем быть привязаны к движению определенным образом, и игнорировать вторичные движения, которые моментально нарушат наш первичный двигательный поток.

Внимание к первичным и вторичным движениям, которые происходят, когда мы говорим или двигаемся, а также осознанная фокусировка на них приведет нас не только к новым творческим возможностям, но также уменьшит двигательную травматизацию. Поскольку мы заметили, что вторичные процессы имеют тенденцию к повторению и усилению, чтобы стать осознанными, то предупреждения двигательных травм можно увидеть в крошечных вторичных двигательных сигналах.

Граница

Центральной в процессе, ориентированном на двигательное осознание, является способность замечать двигательные "границы" - это границы между первичным и вторичным процессами. Они проявляются, когда возникает что-то новое, и мы встречаемся с границами неизвестного мира.

В движении граница проявляется, когда мы начинаем исследовать вторичное движение и вдруг останавливаемся в растерянности или в стеснении, начинаем смеяться или сомневаться в ценности данного опыта. Если мы продолжим движение, мы можем несколько вернуться к двигательной теме первичного процесса. Все наши страхи и представления, которые запрещают нам исследовать новую территорию, встают на границе. Помните женщину из приведенного примера? Она остановилась на секунду, застеснялась, стала сомневаться, стоит ли идти дальше. Ее осадило на границе, за которой новое и неизвестное. Этой женщине потребовалась лишь небольшая поддержка, чтобы перешагнуть границу и пойти исследовать новый мир. Но всегда будьте осторожны и наблюдайте, куда хочет течь процесс! Иногда, прежде чем переходить границу, бывает необходимо пойти глубже в систему представлений и убеждений, которая останавливает нас и не дает исследовать вторичные сигналы.

Если вы двигаетесь и чувствуете, что движение повторяется, или если вы чувствуете скуку, проверьте - может быть, вы не заметили границы. В этот момент спросите себя: "Где была последняя точка энергии?" Ответ на этот вопрос может вернуть вас как раз в тот момент, когда появилось вторичное движение, но было оставлено без внимания.

Граница может быть очень неуловимой. Я помню, как я наблюдала за двумя людьми, которые плавно двигались вместе. Они находились лицом друг к другу, соприкасаясь ладонями и мягко раскачиваясь вперед-назад. Это был их первичный процесс. Но во время движения также происходили легкие толчки ладонями, которые не соответствовали, не были конгруэнтными с остальным ритмом и силой их движения. Это есть граница, которую надо заметить и исследовать. Когда их попросили следовать этим толчкам, они начали бороться, провоцировать друг друга, радуясь ощущению своей силы.

Мета-навыки

Я упоминала о ряде технических приемов, применяемых в ПР. И все же ПР, как и любой метод психотерапии, - гораздо больше, чем набор технических навыков. Искусство ПР также включает в себя то, что я называю мета-навыками - это чувственно-ориентированное отношение, которое сопровождает и усиливает технические навыки. Способ, который мы используем в работе с собой и с другими, способ, который обеспечивает наш подход к нуминозным и загадочным движениям, это - работа чувств. Определенные мета-навыки и чувства позволяют открыться навстречу новым переживаниям, и учат ценить свой поток опыта.

Работая с собой или с другими, процессуальный специалист с состраданием и сердеч-ностью охватывает все элементы переживания, которые близки к осознанию, и которые далеки от него, неизвестные и удивительные. Он создает питающий проводник, в котором даже мельчайшие вторичные сигналы могут расти. Он не отбрасывает тревожащие или удивляющие переживания, а перерабатывает их, предоставляя плодородную почву, в которой они могут развиваться. Ему также необходим такой мета-навык, как мужество, чтобы давать пространство для возникновения новых аспектов жизни, в то время когда кажется, что консенсусная реальность запрещает их. Он также обладает такими мета-навыками, как креативность и способность к игре, и как дзеновский "ум новичка", который без предубеждений и ожиданий относиться к происходящим переживаниям, а позволяет им объяснять себя по мере их развертывания. Он очень чувствителен к границе и замечает, в каком направлении хочет течь река. И, возможно самое главное, он должен в основе своей ориентироваться на движение, которое текуче адаптируется к неповторимым изменениям и неожиданностям данного процесса.

Сновидящее тело и сновидческий процесс

Давайте вернемся к развитию ПР и связи между движением и телесным симптомом. Несколько лет назад Арни сделал интересное открытие. В то время он работал юнгианским аналитиком в Цюрихе (Швейцария) и очень сильно верил в идею Юнга, что наши сны являются значимыми и смысловыми выражениями нашей внутренней жизни. Юнг подходил к снам как средневековый алхимик. Он брал сон (алхимики называли это "prima materia"), фокусировался на нем (или, как говорится, клал это в кастрюлю) и с уважением и вниманием варил содержимое тех пор, пока оно не давало свои предписания на данный этап жизни (превращалось в золото). Арни заинтересовало, может ли такой же подход применить к телесным симптомам. Что если следовать телесным переживаниям, как если бы они несли в себе потенциальный смысл?
В то время у Арни был клиент, который умирал от рака желудка. После операции, частично находясь еще под действием наркоза, возбужденным и почти ликующим тоном мужчина сказал Арни, что его опухоль все-таки продолжает расти. Хотя Арни заверил его, что опухоль ему только что удалили, а мужчина продолжал настаивать, что его опухоль растет, стал делать движения, показывая как что- то толкает изнутри и желудок расширяется. Не желая оставлять это без внимания, и в то же время, беспокоясь о том, что если продолжение движения может повредить швы, Арни помог ему сменить сенсорный канал, переведя двигательный опыт в визуальный.

Мужчина сказал, что он видит фейерверк, и вдруг произнес: "О! Это как раз то, что я видел во сне прошлой ночью! Мне снился салют на День Независимости, и что это то, что может меня вылечить!" Другими словами, его телесный опыт был отражен во сне. По характеру он был тихим и застенчивым. Арни помог ему взорвать его чувство застенчивости и стать более экспрессивным в повседневной 'жизни. Этот человек прожил гораздо дольше, чем ожидали врачи.

Из этого опыта и бесчисленного количества других примеров Арни разработал концепцию сновидящего тела: она состоит в том, что наши телесные переживания и ночные сновидения отражают друг друга. На самом деле, этот пример показывает, что мы все же видим сны не только по ночам, но что и наше тело сновидит постоянно, что проявляется в иногда беспокоящих, загадочных и непроизвольных вторичных телесных сигналах и движениях. Нам нужно только обратить внимание на эти переживания в течение дня и помочь им развернуться, с тем, чтобы войти в наш непрекращающийся сновидческий процесс.

Игнорируемый канал

В индустриальных культурах двигательный канал часто остается не занятым. Более того, для большинства людей, даже для тех, кто имеет двигательную подготовку, необычно обучаться использованию осознания в следовании ненамеренному двигательному процессу. Многие научаются говорить и правильно двигаться, но при этом не могут следовать своим уникальным, загадочным и часто непредсказуемым двигательным сигналам.

Я могу привести множество примеров из практики в наших двигательно-ориентированных клиник (возглавляемых Кейт Джоуб, Нишей Зенофф и мной) или клинику по работе с телесными симптомами "Лава Рок" под руководством Арни, Макса Шуепбаха на Орегонском побережье. Следующий пример взят из сессии одной женщины с церебральным параличом в клинике "Лава Рок". Он иллюстрирует разницу между "разученным" и "спонтанным" движением.

Женщина встала в центре комнаты, чтобы сконцентрироваться на своем двигательном процессе. Шел семинар, Иона согласилась поработать в кругу. Она сказала, что церебральный паралич у нее с рождения. Она сказала, что ее интересует один ее детский сон, в котором она и ее семья находятся в замке, и всем весело и хорошо вместе. (Исследования Арни показывают, что детские сны соотносятся с жизненными мифами и хроническими симптомами).

Женщина продолжала объяснять, что, для того чтобы двигаться куда-то, сначала она должна сконцентрироваться очень точно, куда она хочет идти, и только после тщательного обдумывания, она сможет двигаться в этом направлении. Она сказала, что такая концентрация очень утомительна, но, тем не менее, это то, как она научилась продвигаться по жизни. Это ее первичный способ движения, ее намерение и средство взаимодействия с ее двигательным процессом.

С тем, чтобы оставаться максимально близко к ее процессу физического движения и, возможно, таким образом, больше узнать о ее сне, Арни спросил, а как бы она двигалась, если бы не концентрировалась на том, куда она хочет двигаться, а просто позволила бы своему телу двигаться естественно. Он спрашивал о ее вторичном двигательном опыте. Женщине понравилась мысль узнать, что произойдет в этом случае, но она боялась упасть. Арни предложил ей сесть на пол и поэкспериментировать из этого безопасного положения.

  Она села, закрыла глаза, и последовала своим естественным двигательным импульсам. Арни сидел рядом, чтобы она не чувствовала себя одинокой, и помогал ей следовать своему движению. Она начала раскачиваться вперед - назад, затем поползла в стороны. Затем она захотела попробовать те же движения из положения стоя. Другие участники семинара встали вокруг, чтобы поддержать ее, если она потеряет равновесие. Она стала двигаться в стороны, ее движения стали изменяться, когда появилось то, что придало легкое, ритмическое качество ее движениям, по мере ее раскачивания из стороны в сторону. Она засмеялась, и продолжала смеяться. Она произнесла: "О, это так весело! Так легко! Мне не надо стараться изо всех сил!" Арни присоединился к ее движению, и они играли и экспериментировали в этом движении. Встретив поддержку, и, таким образом, позволив движению разворачиваться дальше, ее пальцы стали щелкать, голова чеканить ритм вперед - назад, и она начала напевать джазовую мелодию. Ее тело подпрыгивало из стороны в сторону, и она танцевала свободно и самозабвенно. Остальная группа спонтанно запела и присоединилась к ее танцу. Она сказала, что это было будто она в счастливой семье, и внезапно вспомнила свой детский сон!

Следуя естественным тенденциям процессу хронического движения этой женщины, и дав возможность процессу развернуться, она вошла в свой сновидческий процесс, обнаружила там свой детский сон, связь с другими и великолепный волшебный танец. Это переживание стало для нее началом нового способа жизни в теле и в мире.

Быстрый доступ к сновидящему процессу посредством движения

Мы обнаружили, что поскольку движение удалено от осознания (незанятый канал) для многих людей, оно дает быстрый доступ к сновидческому процессу, т.к. именно там, где присутствует меньше всего осознания, там и проявляется сновидческий процесс максимально быстро. Если попросить человека походить по комнате и понаблюдать за его движениями и обратить внимание на то, что не является "просто ходьбой", то можно начать таким образом развертывать сновидческий процесс!

Я вспоминаю об одном мужчине в возрасте - директоре агентства по социальной помощи, который претворил в жизнь множество программ в разных странах мира. Он сиял, когда говорил о своей работе. Тем не менее, он решил, что ему пора на пенсию. Он жаловался на слабость в левой ноге. Он уже знал, что с его ногой, и проходил курс медикаментозного лечения. Ему еще хотелось по-больше узнать о своих двигательных трудностях.

Арни и я попросили его походить по комнате, чтобы посмотреть, если что-нибудь, что не "просто ходьба". Он сказал, что заметил, что его левая нога начинает шаг медленнее, чем правая. С нашей поддержкой, он несколько усилил, преувеличил эту медленность левой ноги. Он полностью сосредоточился на этом опыте, как в медитации. Он даже присел на левое колено и встал на правую ногу.
Внезапно мужчина подошел к одной из участниц семинара и полностью опустился перед ней на колени, склонив голову. Он повторил это движение несколько раз, до тех пока не понял, почему он кланяется. Наконец он произнес: "Я отдаю дань уважения, я -слуга". И продолжил: "Ой, я думал, что мне надо на пенсию, т. к. пора по возрасту, но на самом деле мне так хочется вернуться к работе и еще больше делать для людей во всем мире!"


У этого человека затруднение в движении не только связано с медицинской проблемой, но было значимым аспектом его процесса. По нашей просьбе он походил по комнате и усилил тот аспект движения, который не был "просто ходьбой", он развернул переживание в левой ноге и открыл для себя желание продолжать оставаться в своей роли - служить людям.

Движение и работа с коматозными состояниями

С тех пор как начала развиваться ПР, и была основана школа в Цюрихе и в Портленде (штат Орегон), она проникла во многие области. Но есть одна область, наиболее значимая для меня - это работа с коматозными состояниями. Движение и другие формы невербальной коммуникации особенно важны в работе с комой, т.к. с людьми в этом измененном состоянии сознания невозможно наладить контакт обычными вербальными способами. Мы обнаружили, что люди в коматозном состоянии ощущают очень близкий контакт, когда мы способны войти в их коммуникационную систему. Работа с комой состоит в том, чтобы замечать даже мимолетные движения и сигналы, следовать им и разворачивать их.

Подробное описание процесса работы с комой можно найти в книге Арни: "Coma: The Dreambody Near Death". Но все же мне коротко хотелось бы упомянуть несколько двигательных сигналов, замеченных нами в работе с комой. Например, едва заметный поворот головы в сторону может, если его усилить, трансформироваться в детский жест: так дети подставляют щечку в ожидании ласки. Я видела, как спазматические движения рук человека в коме становились началом борцовского раунда! Таким же образом, едва заметное движение пальца или руки превращалось в ответную реакцию на воображаемое объятие возлюбленного. Напряженный подъем грудной клетки и нехватка воздуха у задыхающегося человека при смерти - оказывается песней внутреннего ребенка.

Заключение

Процессуально ориентированное двигательное осознание требует способности различать произвольные и непроизвольные движения и воспринимать границы. Если мы охватим те аспекты своего двигательного опыта, которые далеки от осознания, которые неизвестны и загадочны, или "вторичны", и развернем их посредством амплификации и смены каналов, то мы откроем непрерывный сновидящий процесс, будь то днем или ночью. Поступая таким образом, мы нарушаем консенсусную реальность, раскрывая свои собственные неисследованные миры.

Перевод И. В. Бирюковой, 2001
Категория: Арт-терапия | Опубликовано 06.03.2009 | Просмотров: 2769 | Загрузок файла: 436
© 2007-2024 Наталья Кузьмина