Арт-терапия в теории и практике |
Разделы библиотеки
Форма входа |
Салли Брукер Арттерапия – общий язык исцеления Биография автора: Салли Брукер является арттерапевтом по образованию и виду деятельности на протяжении последних 30 лет. В 1979 году она получила диплом арттерапевта в Университете Джорджа Вашингтона в г. Вашингтон. На протяжении более чем 30 лет она работала арттерапевтом в области психиатрической помощи детям, подросткам и взрослым. Салли Брукер работала в психиатрических больницах, психиатрических клиниках, организациях, оказывающих психиатрическую помощь, в центрах помощи алкоголикам, имела частную практику. В настоящее время она возглавляет студию «На первом этаже», которая реализует программу помощи людям, страдающим психическими заболеваниями ( www . studiodownstairs . org ). Салли работала в качестве преподавателя арттерапии в университетах, проводила семинары и т.д. Она также является художником; выставки ее работ проводились как в США, так и в других странах. С 1995 года она посещает Москву и Санкт Петербург как для проведения семинаров и тренингов, так и в качестве участника различных конференций. Ей было предложено написать эту статью для первого в России психотерапевтического журнала. В этой статье будет дан краткий обзор арттерапии и будут включены примеры из практики Салли Брукер в качестве арттерапевта. Для того чтобы дать читателю возможность лучше понять, что же такое арттерапия, в статью будут включены несколько кратких упражнений. Введение: В этой статье я дам краткое описание истории и практики арттерапии в США. Я также постараюсь описать процесс работы в этой области. До того как начать мое повествование, я хотела бы поделиться необычным сном, который превратился в искусство, а потом и в реальность для меня. Я надеюсь, что это послужит примером силы, присущей нашим снам и тому, как она проявляется с помощью искусства. Полная версия этого описания была опубликована в Журнале Американской Арттерапевтической Ассоциации том 13, №4, 1996 год. Сон, который случился в 1995 году. Мне приснилось, что моя бабушка стояла одна в большом музее. Она была старая и на ней была одежда, которую носили бедные русские крестьяне. Моя бабушка родилась в Белоруссии, но эмигрировала в США в 1912 году. В моем сне на мою бабушку не обращали никакого внимания группа молодых художников, все они были элегантно одеты и пили вино из золотых винных бокалов. После серии совпадений, я нарисовала этот сон, он был разыгран несколько раз с разными финалами и сыграл центральную роль в процессе принятия мной решения о согласии посетить Санкт Петербург. В основном мой сон вел меня на конференцию Института Гармонии, где я представила свою художественную и терапевтическую работу со сновидениями. Мой дальнейший путь привел меня к знакомству в Москве с моей уважаемой коллегой Ириной Бирюковой (она присутствовала на первом семинаре в Санкт Петербурге). Вместе с Ириной Бирюковой, пионером в области танцевально-двигательной терапии, преподавателем института практической психологии и психоанализа в Москве, мы образовали плодотворный союз, существующий до настоящего времени. Что же такое Арттерапия? Арттерапия – это профессия, в которой используется исцеляющая сила творческого созидания. Арттерапия включает визуальные репрезентации искусства, такие как рисунок, живопись, скульптура и т.д. В рамках целительного процесса арттерапии главенствующая роль отдается процессу сотворения искусства. Арттерапевт, как правило, - это умелый художник, который обладает пониманием сложного процесса творчества. Он или она также обладает знаниями в области психологических условий, которые позволяют человеку реализовываться в жизни. Арттерапевт с помощью глубинной чувствительности может способствовать тому, чтобы творческий процесс стал исцеляющим. Он или она также могут помочь человеку понять его бессознательные мотивации и сомнения, которые проявляются символически в процессе творчества. В результате подобного сотрудничества, обычно, проявляются психологические изменения. Выразительное искусство тоже является результатом этого. Немного о профессии Арттерапевты работают с детьми, подростками и взрослыми в рамках больниц, клиник, школ, оздоровительных центров и центров помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Мы часто являемся членами команды помощников, в которую могут входить врачи, психиатры, психологи и т.д. Многие пациенты получают большую пользу от арттерапии. Зачастую, в результате этого лечения, симптомы их заболевания исчезают. Для того, чтобы стать арттерапевтом, необходимо пройти соответствующее обучение и получить разрешение. Для этого необходимо пройти двухлетнее обучение после окончания университета. Процесс обучения включает в себя множество часов практики под руководством опытного арттерапевта. Арттерапевт должен иметь как теоретическое, так и практическое образование для того, чтобы соответствовать строгим профессиональным стандартам. Американская арттерапевтическая ассоциация- это профессиональная ассоциация, которая следит за процессом обучения и практики в этой области. Вы можете ознакомиться с их вебсайтом www.aata.org Выборочная ранняя история арттерапии в США и Европе Со времени ее начала в 40-е годы 20го века арттерапия прошла процесс развития и стала установленной профессией в области помощи психически больным, которой занимаются несколько тысяч людей в нашей стране. Появившись в США в 50х годах 20го века, арттерапия изначально была профессией, заимствовавшей теоретическую и практическую базу из других, более сформированных, областей теории искусства и психологии. Несколько выходцев из Европы дали толчок началу развития арттерапии в США. Популярность Зигмунда Фрейда и его последователей способствовала практике психоанализа. Этот новый способ рассмотрения нашего языка, карт сновидений, потребностей, желаний и эмоций был революционным. Немецкий психиатр Карл Принцхорн был поражен рисунками пациентов, помещенных в психиатрическую больницу. Вместе с Жан де Буфе и другими профессиональными художниками, но увидел что-то «сырое» и прекрасное в этих работах. Принсхорн организовал первую выставку подобных работ в Германии в 1922 году. Выставка привлекла огромное внимание публики. Жан де Буфет, профессиональный художник, собрал огромную коллекцию таких работ, которая сейчас принадлежит Musee de L ' Art Brut в Лозанне, Швейцария. Другие последовали за ними, что привело к развитию искусства аутсайдеров. Примером этому служит музей искусства аутсайдеров в Москве, организованный в 1989 году. Этот «сырой взгляд» в художественном выражении, зачастую представленный в работах пациентов с психическими заболеваниями, получил принятие и уважение в области искусства. Два основных подхода в Арттерапии Доктор Маргарет Наумберг, практикующий психолог, проходя обучение психоанализу, обнаружила, что просьба пациентов нарисовать свои сновидения и эмоции значительно обогащала процесс психотерапии. Искусство стало средством проекции эмоционального материала переноса, что позволяло пациенту «посмотреть» на проблему с определенной психологической дистанции. Рассмотрение искусства как конкретного и экстэрнализованного эстетического выражения помогало психотерапевту и клиенту создать целительный альянс. Они получили возможность обсуждать аспекты, получившие отражение в рисунке, живописном полотне или скульптуре, в аналитическом ключе и предлагать различные способы их изменения. Эти изменения могли быть включены в саму художественную работу или в новую работу для того, чтобы пациент мог почувствовать, каким могло бы быть изменение, и в чем могла бы состоять разница. Подобная форма работы была позже названа термином Психотерапия искусством. Существовало убеждение в том, что искусство служит более высокой цели психотерапии. В рамках этой формы арттерапии самому процессу творчества выделялась роль на столько значительная, на сколько значительную помощь он оказывал процессу психотерапии. Например, давайте рассмотрим случай Руфь. В данной статье все приведенные случаи пациентов будут составными из случаев нескольких пациентов, что служит для того, чтобы продемонстрировать определенную мысль и защитить анонимность пациентов. Руфь – это женщина 34 лет, страдающая депрессией и тревожным расстройством, недавно пережившая развод с мужем. В связи с проблемой постоянного употребления алкоголя, судья постановил, что опеку над двумя пятилетними дочерьми – близняшками должен осуществлять ее отчужденный муж. Руфь начала свою сессию с рассказа о сне, который она видела, и который был о ее детях. Во сне дочки плакали, а она не могла найти их. Она проснулась в одиночестве и сильном огорчении, что повлекло за собой употребление алкоголя. На своей арттерапевтической сессии она рассказала этот сон и ее попросили нарисовать его. Несмотря на то, что Руфь считала это занятие бесполезным, она все же нарисовала сон. Во время рисования Руфь не сдерживала слез, и воссоединилась со своим страхом покинутости и со своей яростью по отношению к мужу. Картина отразила ее боль, грусть и беспомощность в сложившейся ситуации. После окончания рисунка она говорила с меньшим напряжением и смогла в дальнейшем обсудить с арттерапевтом свои чувства. После этого арттерапевт предложил Руфь сделать новый рисунок, на этот раз, отражающий ее связь с детьми. Посредством этого рисунка Руфь смогла осознать свои значительные ресурсы как матери и начать признавать, что дети это тоже ценили. Она также научилась тому, что можно использовать процесс рисования для разрядки эмоционального напряжения гораздо менее деструктивным способом, чем пьянство. Рисунок можно было взять домой и повесить на стену как напоминание о том, что было ценно для Руфь. Рисование стало связующим звеном между Руфь и ее детьми, ее внутренними ресурсами и ее терапевтом. Это помогло Руфь начать осознавать то, что существуют менее деструктивные способы мышления и поведения. Она смогла начать интернализировать эти новые чувства таким образом, что она смогла почувствовать изменения. Другой арттерапевт – пионер, Эдит Крамер, беженка из Австрии, ввела термин «искусство как терапия». Вместо того чтобы интерпретировать художественную работу с клиентом, как это делала Маргарет Наумберг, Крамер верила в действие процесса сотворения искусства и присущую ему эстетическую ценность в данный момент. Она была уверенна в том, что исцеляющему процессу арттерапии способствовала способность позволить процессу развернуться без малейшего вмешательства со стороны психотерапевта. Она оставила интерпретации психиатрам и психологам, с кем она обсуждала сессии и художественные работы. Она создала атмосферу художественной студии . Во времена моего студенчества в 70-е годы широко обсуждались процесс и последствия двух различных подходов в арттерапии; подход Наумберг, где арттерапевт являлся главным терапевтом, и подход Крамер, где арттерапевт был больше художником и предоставлял терапевтическую поддержку. После того как я практиковала в рамках обоих подходов на протяжении около 30 лет, я могу оценить значение каждого из подходов. Первичный и вторичный процессы Арттерапия включает то, что известно как два мыслительных процесса, и иногда называется первичным и вторичным. Первичный процесс связан с тем, что Фрейд называл катарсисом, потоком сдерживаемых или подавленных эмоций. В рамках терминологии Фрейда первичный процесс происходит, когда эго и суперэго, которые противопоставляются ид или бессознательному, либо обойдены либо расслаблены. Первичный процесс схож с процессом творчества в том, что присутствует свободный поток мышления (в терминологии Фрейда - «свободная ассоциация»), который проявляется во внешнем пространстве посредством образов. В этой образности содержится как личный, так и универсальный смысл. Роль арттерапевта заключается в работе с этим образным и с пациентом для того, чтобы получить более глубокое понимание бессознательного материала, проявляющегося в процессе работы. Этот материал становится значимой частью терапевтической встречи и последующей реинтеграции и исцеления пациента от эмоциональной боли. Вторичный процесс воплощен в рассматривании, обсуждении, интерпретации художественной работы. Оба процесса рассматриваются как неотъемлемые составляющие успешной арттерапии. Дальнейшее применение арттерапии В области психического здоровья арттерапия используется как для диагностики, так и для лечения. Есть несколько доказанных инструментов оценки, которые помогают клиницисту в понимании умения справляться и вопросов психического здоровья будущих клиентов. Эти методы оценки довольно важны при постановке целей терапии и в последующей терапевтической работе. Клиенты, страдающие тревожным расстройством, при котором часто нарушен сон, и способность соблюдать ежедневный распорядок обычной жизни, что оказывает влияние на состояние здоровья и проблемы взаимоотношений, способны найти облегчение своего состояния с помощью арттерапии. Процесс рисования, лепки, живописи приносит физическое успокоение и зачастую ведет к более глубокому осознанию психологических причин имеющихся стрессовых факторов. Подобным образом, человек, страдающий депрессией, зачастую чувствует подъем сил и рассказывает о том, что чувствует себя в большей связи со своими чувствами, после полученного опыта арттерапии. Арттерапия используется в индивидуальной терапии, терапии семей, пар и групповой терапии. Известен эффект физического исцеления в случаях как детей так и взрослых. Всегда сохраняется потребность в проведении дальнейших исследований в этой области для того, чтобы обосновать подобный эффект, который имеет значительную силу, но в основном воспринимается с юмором. Студия «На первом этаже» Студия «На первом этаже», основанная в 2002 году,- это открытая художественная студия-арттерапевтический проект, созданная для взрослых, страдающих от слабовыраженных до острых симптомов психических болезней. Симптомы, такие как постстрессовое травматическое расстройство после смерти близкого, развода, травмы или значимой потери вплоть до депрессивных расстройств, биполярного расстройства и шизофрении. Студия «На первом этаже», расположенная в Вашингтоне, сформирована по модели программы студии «Наверху», образованной в Лондоне. Эта программа была организована более 15 лет назад арттерапевтом Клер Мэнсон и Джил Дуглас. Джил сказала: «Вся жизнь может быть выражена через искусство». Эта фраза напоминает высказывание Шекспира «Весь мир театр». Это способ рассматривать искусство как великую объединяющую силу. В рамках художественного творчества наши отличия и предубеждения вдруг становятся интересными и ценными. Основная этика студии «На первом этаже» базируется на убежденности в том, что по своей природе мы все человеческие существа. Наша способность с помощью искусства превращать невидимое в обозримое очень важна. Не важно, страдает ли пациент депрессивным расстройством или шизофренией, все проявления жизни одинаково ценны и важны. Арттерапия в контексте сообщества старается пошатнуть предубеждения и тактику терапии душевно больных, существующие в обществе. Как подход равенства, существующий в студии, так и результаты художественного творчества призваны исцелять человека, группу, сообщество и общество. В студию «На первом этаже» приходит рисовать, писать или заниматься лепкой примерно 20 человек. В то время, пока они там находятся, арттерапевты работают с их частными работами, оказывают помощь в технических вопросах и обсуждают все темы, которые возникают в процессе работы. Частью деятельности студии является постоянно продолжающийся процесс формирования художественного сообщества, рассматриваются сложности, возникающие при создании художественных объектов, а также превратности и настроения, сопровождающие душевные болезни. Члены студии часто говорят о том, что начинают ощущать большую уверенность в себе и доверие в своих взаимоотношениях за пределами студии. Их творчество становится предметом гордости и источником раскрытия своих новых сторон. Пример арттерапевтического упражнения Несмотря на то, что требуются долгие годы обучения и практики под руководством супервизора для того, чтобы стать арттерапевтом, будет интересно почувствовать, что же такое арттерапия. Так как арттерапия является мощным инструментом лечения, никогда нельзя допускать ее использования при наличии лишь малой осведомленности в этой области. Это упражнение подходит для использования только лишь изучающими арттерапию для того, чтобы понять потенциальные возможности арттерапии. Помните, что нет ни «правильного» ни «неправильного» способа делать это упражнение, все, что вы сейчас рисуете, хорошо. Постарайтесь не подвергать какой-либо оценке результат, а понять себя посредством его. Для выполнения этого задания вам потребуется большой лист бумаги и цветные мелки или пастель. Найдите тихое место. Выберите первый цвет, который вы будете использовать. Совершая широкие движения всей рукой, сделайте круги и линии в воздухе. После некоторого времени опустите руку к бумаге и запечатлите эти движения на бумаге. Можно в это время закрыть глаза для того, чтобы дать телу возможность ощутить этот опыт. Постарайтесь на это время отключить ту часть своего мозга, которая могла бы оценивать качество рисунка. Позвольте себе пребывать в опыте переживания данного момента. Теперь отстраните руку с мелком от бумаги. В течение нескольких секунд посмотрите на рисунок и, не давая никаких суждений, и с открытым мышлением посмотрите на рисунок с разных перспектив. Поворачивайте рисунок во все четыре стороны до тех пор, пока вы не рассмотрите его со всех сторон. Во время рассматривания замечайте, какие зрительные формы вам видятся в этом изображении и записывайте их. После завершения выполнения этого задания, выберите один из этих образов. Сейчас вам предлагается оживить этот образ, используя другие цвета и линии, добавляя и усиливая линии до тех пор, пока образ не станет абсолютно ясным, и вы не закончите рисунок. Обращайте внимание на чувства, которые вы испытываете в процессе рисования, если появятся какие-то чувства, и на какие-то осознания, которые могут возникнуть при работе с тем образом, который вы выбрали. Для того чтобы оставаться в этом процессе, старайтесь не анализировать свой образ, а лучше поисследуйте его взаимоотношения с чем-то внутри вас, возможно на символическом уровне. Запишите 8-10 слов, которые отражают опыт, связанный с вашим образом. Для каждого из этих слов составьте предложение. Это простой способ создания словесной картины или стихотворения, которые могут погрузить вас еще глубже в процесс посредством продолжающегося процесса творчества. Упражнение Две Настенные Росписи Настенные росписи – это большие образы, которые оказывают влияние на смотрящего. В процессе истории искусства настенные росписи использовались для отражения великих моментов и событий. В арттерапии мы используем создание настенных росписей для того, чтобы помочь людям работать вместе и осознать свою роль в этой работе. Работа обычно строится вокруг тем, возникающих в группе. Например, темы могут быть такими: наши семьи, жизнь в больнице, сновидения, фантазии о совершенной жизни и т.д. Вам потребуется достаточно длинный рулон бумаги, краски и другой материал для рисования. Разложите бумагу на полу или приклейте ее к стене. Позвольте группе (3-8 человек) принять решение в отношении темы. Работайте в тишине над созданием образа по этой теме. После завершения работы, дайте возможность каждому члену группы высказаться по поводу процесса изготовления рисунка. Кто были лидерами? Каким образом было разделено пространство бумаги? Что помогало работе происходить свободно? Кто почувствовал на себе давление и почему? Отображает ли созданный образ выбранную тему? Какие ощущения вызывает у вас завершенный рисунок? Эти вопросы обычно вызывают активное обсуждение группового процесса, что является интегрирующей составляющей терапевтического процесса. Заключительные замечания Эта статья является кратким описанием истории и практики арттерапии в США. Я надеюсь на то, что она приоткроет дверь в дальнейшее изучение этой темы, чтение и размышление о потенциале использования арттерапии как с взрослыми, так и с детьми в любых жизненных обстоятельствах. Самым лучшим советом, который я могла бы дать тем, кто хочет сделать арттерапию своей профессией, будет – погрузиться глубже в свое собственное художественное выражение. Рисуйте, пишите, лепите, танцуйте, пишите стихи. Это даст вам глубинное понимание того, каким образом искусство и творчество катализируют процесс исцеления эмоциональных ран. Искусство возникает в изменчивом процессе мышления где-то между логической мыслью и сумасшествием. Это эфемерное пространство, которое всегда ищет художник. Краеугольным камнем терапии творческим самовыражением является более глубокое осознание этого процесса и рождающихся из него художественных работ. Категория: Арт-терапия | Опубликовано 27.06.2009 | Просмотров: 11020 | Загрузок файла: 1707
|
© 2007-2024 Наталья Кузьмина |