Арт-терапия
Терапия творчеством

Арт-терапия в теории и практике



Форма входа

Логин:
Пароль:




Главная » Библиотека по арт-терапии » Арт-терапия
Виччи Сперри

Опыт изобразительного искусства


Полная версия в прикреплённом файле


Виччи Сперри – американская художница и арт-педагог; в течение многих лет жила в Чикаго, в дальнейшем – в Лос-Анжелосе. Ее работы выставлялись в Париже, Нью-Йорке и многих других городах.

This text represents selections from the Second Part of Vicci Sperry’s book “The Art Experience” containing various approaches to develop artistic perception. The book is based on class teaching over a period of many years and reflects her attempts to create an original, all-embracing philosophy of art, which, at the same time, is directly linked to artistic practice. The inspiring quality of the text meets the profound needs of the student, the teacher, the highly developed artist, and the beginner. We express our gratitude to Vicci Sperry’s daughters, Marjorie and Carol for granting us a permission to publish extracts from her book.

Эта часть книги посвящена знакомству с различными материалами, однако даже опытный художник, благодаря использованию описанных здесь упражнений сможет многое осознать. Эффект этих упражнений будет зависеть от того, насколько мобилизованы возможности интуиции.

Упражнение 1

Уголь

Уголь является богатым по своим возможностям пластическим материалом. Если его заточить, он может создавать четкие линии. Если же пользоваться его тупым концом или боковой гранью, можно создавать массивные закрашенные пространства разной текстуры. Уплотненный уголь позволяет достичь насыщенного черного цвета, а уголь средней плотности дает большую свободу самовыражения, поскольку его можно стирать и вносить в нарисованное изменения. Существует уголь средней плотности, который также позволяет создавать насыщенный черный оттенок. Ему часто отдается предпочтение. Следует попробовать разные типы угля и остановиться на том, который вам нравится больше всего.

Рисуя углем, обратите внимание на четкую линию черного цвета на белом листе бумаги. Создайте толстую линию, а затем – очень тонкую и нежную. Нарисовав линию, для контраста закрасьте одну часть листа насыщенным черным цветом, а из другой части сделайте менее насыщенную, текстурированную массу. Имейте под рукой кусочки замши и резинку. Попробуйте растереть уголь пальцами, замшей или резинкой – таким образом можно достичь любого изобразительного эффекта.

Когда вы рисуете углем, время летит быстро. Почувствуйте себя хозяином положения – оценивая и изменяя свой рисунок, вы, в конце концов, создадите то, что хотите или уничтожите созданное и создадите новый рисунок.

Создайте композицию из простых форм, закрашивая их внутреннее пространство оттенками разной интенсивности. Наиболее драматично сочетание чистого белого и насыщенного черного цветов.

Работа с углем приносит большое удовлетворение благодаря его пластическим свойствам. Бытует представление, что по мере развития художественного таланта мы «вырастаем» из некоторых материалов, однако уголь всегда таит в себе богатые возможности, которые могут быть раскрыты на любом уровне развития художественного мастерства.

Упражнение 2

Горы

Художник тесно связан с пространством. Он может делать видимым то пространство, которое на первый взгляд невидимо. Когда он смотрит на лист бумаги, в его сознании запускается некий магический процесс: он перестает воспринимать бумагу как плоский объект и погружается в трехмерный мир.

Удивительно. Как вздымающиеся горные вершины пронизывают бесконечность неба. Драматичные формы скал сдержанно приветствуют его скользящее вниз пространство. Небо окутывает вздымающиеся массы гор, вознося человека на величественные высоты.

Горы – это массивный объем и твердость, помещенные в живое и легкое пространство.

Изобразительное искусство позволяет передать связь всего и вся с бесконечным и единым пространством.

Упражнение 3

Натюрморт – объекты в пространстве

Обратите внимание на динамику отношений объектов друг с другом и пространством в целом. Ощутите как пространство «вливается» в объекты, поддерживая и связывая их друг с другом. Пространство – это живая реальность. Находясь в нем, ничто не остается неподвижным, и мастерство художника заключается в том, чтобы отражать жизнь.

Занимаясь изобразительным искусством, мы постепенно начинаем чувствовать ритмы пространства, возникающие из разнообразия отношений между находящимися в нем предметами. Слишком долгая фокусировка на внешности предметов может помешать восприятию движения. Ощущение же пространства помогает соединить различные формы в целостную композицию. Переходя от одного упражнения к другому, вы сможете открывать для себя заключенную в пространстве жизнь.

Упражнение 4

Восприятие фигуры

Сегодня мы сможем насладиться той пластикой, которая заключена в целостной фигуре. Мы ощутим вертикальную ось стоящей фигуры и горизонтальную ось фигуры лежащей. При этом в нас будет развиваться чувствительность к пространству – та чувствительность, которая присуща пробивающейся из-под земли траве или появляющейся из почек листве. Своей вертикальностью человек дополняет горизонтальность земли.

Каждый из нас воспринимает мир по-своему. Кроме того, каждый день мы можем видеть мир несколько по-разному, и в этом таится возможность бесконечной вариабельности восприятия. Картина Рембрандта «Девушка, стоящая в полуоткрытой двери», передает восхитительную вибрацию пространства. Пространство же создает форму. Эта картина показывает, что пространство и форма являют собой части единого живого организма.

Изображая фигуру с помощью линий, старайтесь воспринимать линию не как контур, а как то, что позволяет соединить фигуру с пространством. Линия может быть сплошной или прерывистой. Позвольте ей «течь» свободно через всю композицию. Ощущение единого пространства поможет вам разместить в нем фигуру и передать отношения между частями рисунка.

Рисунок требует умения использовать массивные пространства и текстуры в сочетании с линией. Будьте спонтанны, наслаждайтесь спонтанностью – тогда то, что вы делаете, не будет являться для вас тяжелым трудом. Тогда фигура и пространство «сольются» на основе единого движения.

Упражнение 5

Всеобъемлющая фигура

Обучая изобразительному искусству, я заметила, насколько трудным является рисование крупного профиля и передача контраста между относительно строгой линией задней части головы и выразительной линией лба, носа, губ, подбородка и т. д..

Рисование деталей никогда не может быть автоматическим процессом, их изображение не должно быть более значимым, чем изображение целого объекта. Поэтому изображение черт лица должно случить передаче динамики всего рисунка. Лучше ограничиться всего несколькими скупыми, но взаимосвязанными линиями, чем создавать реалистическое изображение, нарушающее единство формы и пространства.

Руки и ноги всегда воспринимаются как наполненные смыслом. Чем больше мы знакомимся с разными частями тела, тем более смело мы их изображаем. Принимая решение не изображать лицо, пальцы или иные части тела, мы часто исходим из ощущения собственной силы, а не слабости. Иногда бывает интересно создать композицию, состоящую из изображения одних лишь рук или ног.

Упражнение 6

В парке

Почувствуйте атмосферу парка. Как прекрасны гуляющие здесь люди! Постарайтесь воспринять их как части единой группы. Обратите внимание на деревья. Мы здесь – в красивом зеленом парке, среди людей и деревьев. Через некоторое время между вами установятся интересные отношения. Деревья, люди и парк – все «погружено» в пространство. Если вы почувствуете, что между вами возникла некая связь, это будет очень важно для творческой активности. Хотя мы обычно рассматриваем людей как отдельные сущности, мы можем воспринять их как части единой группы, гуляющих по парку персонажей, а не как рассеянные в нем и независимые друг от друга единицы.

Почувствуйте, что значит находиться в этом парке – словно вы в действительности тоже в нем гуляете. Когда же мы воспринимаем все как связанное с общим пространством, между элементами реальности устанавливаются отношения равновесия. В процессе изображения для нас важно передать не столько реальный облик вещей, сколько качество наших ощущений – квинтессенцию опыта.

Упражнение 7

Темпера

Сегодня мы познакомимся с темперой. Когда мы видим краски находящимися в баночках прямо перед нами, это нас стимулирует, и мы не можем не восхититься их яркими цветами. В отличие от тюбиков, наполненные краской баночки способны вызывать живые и спонтанные реакции.

Темперные краски следует разводить в воде. При работе с ними лучше пользоваться кисточками из собольего меха. Хотя темпера может быть столь же прозрачной как акварель, она все же более плотная и более интенсивная, чем акварель.

Выберите четыре краски в любом сочетании. Как музыкант при сочинении квартета исследует возможности четырех инструментов, вам необходимо изучить возможности выбранных вами цветов. Держите наготове лист бумаги, банку с водой и тряпочку. Одной не слишком маленькой кисти обычно бывает достаточно, но она должна быть хорошего качества, чтобы можно было ею проводить линию. После того как вы порисовали одним цветом, ополосните кисть в воде и вытрите ее тряпочкой. Таким образом вы подготовитесь к использованию следующего цвета. Постепенно это действие приобретет автоматический характер. В дальнейшем вы сможете использовать столько кисточек, сколько захотите.

А теперь о сути упражнения. Нам предстоит накладывать краску плотным слоем и закрашивать ею разные по площади поверхности. В течение некоторого времени поэкспериментируйте с водой, кисточкой и красками. Изучите возможности сухой и мокрой кисти. Вы увидите, что чем меньше вы берете воды, тем быстрее темпера высыхает. В зависимости от количества воды на кисточке, будут меняться и ваши ощущения.

Постепенно вы начнете улавливать, какие отношения устанавливаются между цветами. Посмотрите, что произойдет, если вы будете добавлять белую краску в четыре выбранных вами цвета. После этого смешайте два из выбранных вами цветов. Продолжайте смешивать цвета попарно до тех пор, пока не перепробуете все возможные комбинации. Наслаждайтесь этим процессом. Делайте это в том темпе, который вам нравится. Понаблюдайте, какие чувства вызывают у вас разные оттенки и сочетания цветов.

Когда на листе бумаги места больше не останется, возьмите другой лист. Постарайтесь увеличить размер закрашиваемой одним цветом площади, стремясь ощутить ее связь с общим пространством листа. Данная процедура – ни что иное как ваше «знакомство» с возможностями разных цветовых комбинаций.

Не ограничивайтесь умозрительным представлением различных оттенков, потому что вы вполне можете создать любой цвет, какой захотите. Уже то, что вы захотели создать какой-то оттенок, свидетельствует о том, что вы можете его создать.

Все мы реагируем на цвета по-своему, и у каждого из нас есть индивидуальное чувство цвета. Оно может быть развито, опираясь на возможности интуиции, а отнюдь не на голые схемы или книги.

Темпера дает богатые возможности для спонтанного самовыражения. Ею можно пользоваться, начиная с детского сада и на протяжение всей дальнейшей жизни. Находясь уже в весьма преклонном возрасте, Матисс использовал темперу при создании своих последних работ.

Упражнение 8

Три оранжевых цвета на разных поверхностях

Сегодня каждому из вас предстоит по очереди работать на виду у всех. Мы будем пользоваться темперой. Когда настанет ваша очередь, все поместят на мольберт крупный лист бумаги. Рядом также будут располагаться три оттенка оранжевого цвета в баночках. Нам предстоит создавать из них простые сочетания – в определенном порядке располагать три оттенка в пространстве. Иными словами, каждый из нас создаст из них определенную композицию, а затем нарисует то, что видит. Каждый по очереди будет это делать, а другие при этом будут наблюдать за ним, оказывая ему молчаливую поддержку.

Располагая баночки с оттенками оранжевого цвета в пространстве, старайтесь помещать одну из них дальше, другую – ближе, а третью – между ними. Прежде, чем располагать баночки в определенном порядке, представьте, как вы хотели бы это сделать. Когда вы расположите баночки, вам необходимо будет поместить оттенки оранжевого цвета на бумагу, располагая их на разной «глубине» в пространстве листа. Пятна оранжевого цвета должны быть одинакового размера. Вам, возможно, захочется сделать их более крупными. Тем не менее, необходимо сохранять в себе ощущение глубины пространства, отношения цветов друг с другом и со всей композицией. Выполняя это упражнение, доверяйте своей интуиции. Она поможет вам лучше чувствовать пространство.

Это упражнение разовьет в вас столь важную в живописи способность к проецированию на бумагу глубины пространства. Очень важно доверять своим ощущениям, но для того, чтобы этого достичь, необходимо время.

Независимо от того, работаете ли вы на виду у всех, либо являетесь одним из тез, кто наблюдает, вы будете пребывать в активном состоянии. В результате глубокой концентрации вы сможете достичь состояния умиротворенности.

Упражнение 9

Тропики

Мы сейчас забудем, что располагаемся в подвале, и что сегодня – холодный, зимний день. Представим, что мы находимся на берегу теплого океана, на песчаном пляже, в окружении тропической растительности. Ярко светит солнце. То здесь. То там на берегу видны беззаботно отдыхающие люди. Все более явственно представляя себя находящимися в этом месте, мы начинаем испытывать чувство умиротворения.

Вокруг нас – человеческие фигуры. Каждая из них представляет собой плотную цветовую массу. Люди гуляют по берегу, лежат на песке или сидят, загорая. Они словно «впитывают» в себя тепло и красоту летнего дня. Просто удивительно, что благодаря воображению мы можем представлять себя отдыхающими на природе. Это упражнение доставит вам удовольствие, и та радость, которую вы испытываете, отразится в ритме создаваемого вами живописного произведения.

Упражнение 10

Драма на берегу океана

Мы вновь позабудем про холодный зимний день и представим себя в атмосфере тропиков, на залитом солнцем берегу теплого океана.

Наше внимание привлекают фигуры двух людей, счастливо проводящих на пляже свое время. Через некоторое время один человек отходит в тень расположенного недалеко дерева. Яркое солнце делает тени особенно выразительными и контрастными. Постараемся передать контраст фигур: одна из них будет располагаться под лучами яркого солнца, в то время как другая – в тени дерева. Контраст фигур вызовет у нас ощущение покоя и мира. Не столь важно, будем ли мы придерживаться абстрактной или реалистической манеры изображения. Наиболее значимо то, какие чувства мы испытываем в процессе создания картины, и насколько хорошо мы чувствуем пространство.

Великий художник увлекает нас в свой мир. Красота реальна, о чем красноречиво говорят слова Ральфа Вальдо Эмерсона: «…потому что мир не нарисован и никем не разукрашен, но изначально прекрасен. И Бог не создал вещи красивыми, ибо Красота есть подлинный Творец вселенной».

Упражнение 11

Светлое на темном, темное на светлом: композиция из нескольких фигур

Сегодня мы будем рисовать черной индийской тушью и темперной кистью. Возьмите большой лист бумаги и расположите его горизонтально. Проведите четкую вертикальную линию, делящую лист пополам. Представьте себе одну половину темной, а другую – светлой. Затем подумайте о том, что вам предстоит нарисовать на темной стороне светлую фигуру, а на светлой стороне – темную. При этом важно помнить о том, что и правая, и левая сторона являются частями единой композиции.

Модель несколько раз изменит позу. При этом мы вначале на темной стороне создадим свободную зарисовку, изображающую модель в нескольких позах, а затем создадим аналогичную зарисовку на светлой стороне. Представляя одну сторону листа темной, мы сможем явственно увидеть расположенную здесь фигуру светлой. Со светлой стороны фигура будет, соответственно, темной, но, в то же время, связанной с композицией в целом. Темные части изображения обычно очень живые и пульсирующие. То же самое присуще и светлым частям. Созданная вами композиция будет состоять из двух половин. На каждой из них будет располагаться контрастная фигура, что позволит объединить работу и передать дыхание жизни.

Не следует однако воспринимать это упражнение как общее правило.

Упражнение 12

Натюрморт как отражение бесконечного многообразия отношений

Сегодня мы будем рисовать натюрморт, однако, прежде, чем мы этим займемся, обратимся к репродукции одной из живописных работ Сезанна, на которой изображен натюрморт с яблоками и апельсинами на белой скатерти. Драпировка служит объединению композиции в единое целое.

Хотя каждое яблоко самодостаточно, все вместе они создают единую группу. Некоторые из них, будучи расположенными на свободном пространстве, передают его глубину. Композиция полна движения, которое связано с восприятием многообразия отношений между предметами. Это движение распространяется без каких-либо ограничений во многих направлениях. Чем дольше мы смотрим на эту картину, тем больше отношений между изображенными предметами мы сможем увидеть.

Этой композиции присуща масштабность и монументальность, объединяющая в себе все ее элементы. Сочетание скатерти, красиво струящейся драпировки и всех прочих элементов изображения создает удивительное равновесие.

А теперь займемся созданием натюрморта. Обратите внимание на то, как все элементы композиции связаны с общим пространством и друг другом.

В практике изобразительного искусства наиболее важным является развитие восприятия и способности к пониманию того, что мы видим.

Упражнение 13

Озера

Возьмите белый лист бумаги и всего один цвет – синюю темперу такого оттенка, который захотите.

Представьте себя в той части земли, где имеется множество небольших озер самой разной формы. Отделяющие одно озеро от другого участки земли порой меньше, чем сами озера. Представьте атмосферу этого места.

Начните рисовать с изображения синей фигуры – это будет озеро. Изобразите точку в какой-либо части листа и осторожно увеличивайте размер синего участка во все стороны. Создав одну фигуру, переходите к изображению другого озера и так далее, стараясь чувствовать пространство. Оно подскажет вам, какого размера и формы должны быть изображающие озера фигуры, и гре они должны располагаться. То, что вы чувствуете, будет наиболее важно.

Создавая фигуры, не спешите. Не переходите к изображению новой фигуры, не испытав удовлетворения от рисования предыдущей. Всякий новый элемент композиции должен гармонично вписываться в созданное вами изображение, для того, чтобы его не нарушить. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что композиция обрела завершенность.

Эта композиция поможет вам лучше ощутить пространство, что имеет столь большое значение в живописи. Восприятие пространства в изобразительном искусстве никогда не может превратиться в рутину, поскольку пространство можно воспринимать, лишь опираясь на чувства и интуицию.

Упражнение 14

Больше форм – больше озер

Сегодняшнее упражнение напоминает предыдущее – мы вновь будем рисовать озера. Однако на сей раз мы будем использовать разные оттенки синего цвета, включая сине-зеленый, индиго и кобальт. Создавая формы, старайтесь фокусироваться на своих ощущениях. При изображении любых предметов в живописи обычно можно пользоваться несколькими оттенками, однако в данном случае лучше, если каждая фигура будет какого-то одного оттенка. Придайте им ту форму, какую захотите, стараясь почувствовать, как всякая новая фигура влияет на уже созданные.

Подберите оттенки, исходя из потребностей пространства и отдельных фигур. Создав множество фигур, вы почувствуете, когда вам следует остановиться. Закончив, сравните опыт выполнения этого упражнения с опытом предыдущего. Каждое имеет свою собственную ценность и способствует развитию ваших способностей.

Упражнение 15

Натюрморт – изображение пространства

Пространство – это не пустота. Оно дышит и живет, а находящиеся в нем предметы взаимодействуют. Расположенные перед нами в определенном порядке предметы для создания натюрморта можно перемещать для того, чтобы усилить ощущение жизни и наполнить ею пространство. Постарайтесь почувствовать, как вся композиция с ним связана, и как пространство, в свою очередь, связано с каждым из элементов композиции. Благодаря этому вам удастся уловить многообразие заключенных в ней отношений и привести ее в движение в самых разных направлениях.

Обычно мы больше внимания обращаем на предметы, чем на пространство, но сегодня мы постараемся в большей мере фокусироваться на пространстве и его формах. Они исполнены величия, жизни и движения. Предметы же, хотя и отличны друг от друга, отразят те качества, которые присущи формам пространства.

Когда вы вначале фокусируетесь на пространстве, в том, что вы видите, начинает проявляться все больше и больше жизни. Чем лучше вы чувствуете пространство, тем проще вам организовать предметы в композицию. В этом заключены основы искусства и, занимаясь им, вы опираетесь на сои интуицию и разум.

Постепенно вы начнете все лучше ощущать движение и «пульсацию» пространства. Вы заметите, что используете цвета не столько для изображения внешних особенностей предметов, сколько для передачи пространственных эффектов, и это сделает вас более свободными в своем творчестве.

Упражнение 16

Пространственные отношения: животные на холме

Сегодня мы уделим внимание пространственным отношениям между теми предметами, которые находятся на открытом воздухе. Все формы существуют в бесконечности и являются частями общего великого ритма. Представьте себе покрытый зеленой травой холм с пасущимися на нем животными. Почувствуйте покой и красоту этой пасторальной сцены. Животными могут быть лошади, коровы, овцы, козы и т. д.. Вы можете увидеть животных в виде абстрактных форм или конкретных образов с присущими им деталями. Они могут быть равномерно рассеяны по склонам холма или составлять группы. Очень важно почувствовать, как животные создают красивые формы, находящиеся друг с другом в определенных пространственных отношениях. Присутствие в этой сцене животных позволяет ее оживить и наполнить пространство интересными формами, что сделает вашу работу более выразительной.

Упражнение 17

Целостный мир с одним элементом

Сегодня мы используем сравнительно простое упражнение. Как и в упражнении 17, мы будем снова по очереди работать перед всей группой. Мы будем концентрироваться на каком-то одном крупном предмете вроде солнца или сферы и его отношениях с пространством. Вся композиция будет состоять из одного такого сферического предмета и обрамляющего его белого пространства. Между цветным солнцем и окружающим его белым пространством будет установлено идеальное равновесие. Ваша интуиция подскажет вам, когда это равновесие будет достигнуто.

Начните изображать солнце из центра, постепенно продвигаясь в периферии. Вы почувствуете, когда оно обретет достаточные размеры для того, чтобы установить необходимые отношения с окружающим пространством. Вы можете по своему усмотрению варьировать цвета в пределах крупной, изображающей солнце формы.

Это упражнение имеет фундаментальный характер и является очень важным для вашего художественного опыта. Оно связано с развитием чувства пространства и изображением простых, но очень значимых предметных отношений.

Категория: Арт-терапия | Опубликовано 27.06.2009 | Просмотров: 2953 | Загрузок файла: 823
© 2007-2017 Наталья Кузьмина