Арт-терапия в теории и практике |
Форма входа |
ближайшие семинары: Фестиваль арт-терапии Pro-art, 4-5 сентября 2021, Киев, городское эко-пространство Skvo-spaceМеждународная межвузовская научно-исследовательская ЛАБОРАТОРИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (2009-2010)
Международная межвузовская научно-исследовательская ЛАБОРАТОРИЯ АРТ-ТЕРАПИИ Институт психологии и педагогики г. Москва, Российская Федерация Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Республика Беларусь Инициаторы проекта: В.Н. Никитин, доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Арт-терапии» Института психологии и педагогики (г. Москва); Л.П. Керножицкая, аспирант Института этнографии АН РБ (г. Минск); А.И. Лобанов, кандидат педагогических наук, художник, МПГУ (г. Москва). МАНИФЕСТ Жизнь – это экспрессия движения, чувств и мыслей! Для того чтобы жить, нужно дышать, двигаться, чувствовать! Для того чтобы быть здоровым, нужно научиться дышать, двигаться, чувствовать осознанно. Осознание себя приходит в процессе исследования своего тела, его функций и влияния на него окружающего мира. Наш проект направлен на осознание возможностей саморегуляции и освоение системы самосовершенствования. Для этого необходимо выполнение следующих условий: наличие экологически чистого места, в котором жизненная сила увеличивается вследствие естественного гармоничного сосуществования с природой; знание принципов и законов функционирования организма и механизмов влияния на него природной среды; осознание мельчайших изменений состояний тела, стремление сознательно исследовать характер связи психических и телесных функций; потребность в творческом самовыражении и созидании себя; доверие себе: своему опыту ощущений, чувств и действий. С целью реализации данного манифеста на базе московского и витебского учебных институтов в 2006 году была создана совместная межвузовская лаборатория АРТ-ТЕРАПИИ по исследованию методов оздоровления и освоение техник саморегуляции. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ АРТ-ТЕРАПИИ В основу проекта лаборатории Арт-терапии положен опыт 17 летнего исследования законов и методов саморегуляции, полученный в процессе индивидуальной и групповой работы участников проекта в странах Восточной и Западной Европы: России, Украины, Латвии, Германии, Нидерландах, Белоруссии, Польши, Словакии, Литвы, Венгрии. Исследование проходило в различных этнокультурных, возрастных, профессиональных группах, в котором приняло участие более 15 000 человек. Предметом исследования выступали телесные, психические, психологические, этико-эстетические и креативные аспекты выразительных форм репрезентаций. В рамках данного исследования с 1990 по 2008 год был осуществлен ряд крупных международных проектов, основными из которых являются: Научно-терапевтические проекты «Здоровье. Развитие. Личность» – в рамках программ ЮНЕСКО, проходившей в Международном детском центре «Артек» (Крым, 1990-2001), в котором приняли участие более 10 000 детей и подростков; «Наули», проект, направленный на освоение методов саморегуляции и развития самосознания в экологически чистом месте (Крым, Гурзуф, 2000-2008); Учебно-терапевтические проекты «Телесно-ориентированная арт-терапия» – в рамках программ Крымской ассоциации психиатров, психотерапевтов и психологов (Симферополь, 1993-2005); «Телесная и арт-терапия» – в рамках научно-исследовательских и учебных программ Института психологии и педагогики (Москва, 1993-2008), Тюменского областного государственного института развития регионального образования (Тюмень, 1994-1997), Академии искусств г. Братиславы (Словацкая Республика, 2004-2005), Латвийского государственного университета (Рига, 2001-2004), Витебского государственного университета им. П.М. Машерова (Республика Беларусь, 2005-2008 Научно-исследовательские проекты «Аю-даг», проект, направленный на исследование влияния морской среды на психофизическое состояние человека (Гурзуф, 1995-2008); «Кросс-культурные исследования этнофонического и аутентического звучания приграничья Белоруссии и России», проект, осуществляемый в экспедициях (Витебск, 2000-2008). Театральные проекты «Межкультурные исследования телесного сознания» в рамках работы европейских фондов «BOSCH STIFTUNG» с участием молодежных пластических театров России, Германии, Голландии и Франции (Москва, Halle (Saale), Landsberg, Berlin, Tilburg, Utrecht, Amsterdam, Paris, 1997-2000); Театр-студия «Постдвижение», работающая в техниках искусства «дель арте» и авторской методики В. Никитина – «пластикодрама» (Москва, 2000-2008). СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ЛАБОРАТОРИИ АРТ-ТЕРАПИИ Целью научных исследований лаборатории Арт-терапии является разработка и апробация систем и техник саморегуляции на основе материала, полученного в экспериментальной практике и в экспедициях. Решение научно-исследовательских задач осуществляется на экспериментальных площадках в различных природно-экологических и историко-культурных условиях: в Белоруссии – г. Городок (Витебская область), в Крыму – пос. Горный (заповедник «Аю-даг»). Структура лаборатории Арт-терапии (направления деятельности): пластикодраматические практики арт-практики телесные практики Телесные практики Исследование состояния тела и его функций посредством использования техник сосредоточения, дыхания, движения. Освоение методов саморегуляции с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и состояния его здоровья. Исследование механизмов воздействия морской и озерной воды на физическое и психическое состояние посредством дозированного увеличения времени пребывания в водной среде. Исследование характера питания на психофизическое состояние каждого индивидуума и его регуляция в процессе активной телесной деятельности. Арт-практики Развитие художественно-изобразительных способностей на основе анализа произведений искусства и исследований в области психологии искусства, психологии рекламы, трансперсональной психотерапии. Освоение техник рисунка, лепки, грима, маски, орнамента. Исследование критериев способности к рефлексии и самовыражению на основе анализа результатов художественного творчества. Пластикодраматические практики. Развитие способности к спонтанному творчеству, к нахождению нового решения в стандартных ситуациях. Освоение техник пластического движения, голосового звучания, драматического исполнения в пространстве театра «дель арте», гротеска и парадокса.звучания, драматического исполнения в пространстве театра «дель арте», гротеска и парадокса. НАУЧНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАУЛИ» (в рамках лаборатории Арт-терапии) С целью освоения техник саморегуляции с 2000 года на территории заповедника «Аю-даг» (Крым. 5-14.; 15-24; 07) ежегодно проводится тренинг «Наули», в процессе которого участники действия научаются регулировать состояние своего тела и психики: управлять дыханием, развивать способность к тонкому чувствованию ранее неактуализированных групп мышц, ответственных за состояние грудной и брюшной областей тела, корректировать структуру позвоночники, суставов, деятельность внутренних органов – легких, сердца, желудка, кишечника, печени, почек. Опыт показал необходимость осуществления регулярной практики комплекса упражнений по совершенствованию наработанного навыка. В связи с этим в филиале лаборатории АРТ-ТЕРАПИИ в г. Городке Витебской области регулярно проходят пролонгированные занятия по совершенствованию способности к саморегуляции и отработки индивидуальных моделей развития в условиях города. Время занятий выстраивается с учетом Интересов и возможностей участников группы: краткосрочные сессии – 2-3 дня. долгосрочные сессии – 5-7 дней Время занятий на 2008-2009 учебный год 1 сессия 23-25.09.08. 2 сессия 23-25.04.09. 3 сессия 23-25.08.09. . Возможны варианты проживания: филиал лаборатории Арт-терапии в г. Городке; гостиница в г. Витебске. Контакты: Россия +7 926 2109751 Белоруссия +375 29 1600872 , +375 29 9502929 E-mail: w_nikitin@mail.ru, p_moving@mail.ru ВЕДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ЛАБОРАТОРИИ Никитин Владимир Николаевич – доктор философских наук, кандидат психологических наук, научный руководитель межвузовской лаборатории «Арт-терапии» ИПП и ВГУ им. П.М. Машерова,, сертифицированный арт-терапевт (ГИТИС, Москва, 2002; Будапешт, 2003; Братислава, 2004); художественный руководитель театра-студии «Пост-движение», автор 7 научных монографий. Мацаберидзе Нелли Вячеславовна – кандидат искусствоведческих наук, зам. декана педагогического факультета ВГУ им. П.М. Машерова. Лобанов Артем Иванович – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры ИЗО ВГУ им. П.М. Машерова. Керножицкая Лилия Павловна – аспирант Института этнографии Академии наук Республики Беларусь, преподаватель кафедры вокала и хорового дирижирования ВГУ им. П.М. Машерова. Никитина Наталья Николаевна – преподаватель курса «Арт-терапии», переводчик. Белогурова Татьяна Юрьевна – актер, сотрудник лаборатории «Арт-терапии». Фетисова Александра Константиновна – художник, сотрудник лаборатории «Арт-терапии». Козак Вячеслав Владимирович – музыкант, сотрудник лаборатории «Арт-терапии». НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ Усанова Ольга Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ректор Института психологии и педагогики г. Москва. Суворова Ольга Семеновна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Ковалев Александр Анатольевич – доктор педагогических наук, доцент кафедры ИЗО Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. Самохвалов Виктор Павлович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Крымского государственного медицинского университета. Калина Надежда Федоровна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой глубинной психологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. w_nikitin@mail.ru, p_moving@mail.ru |
© 2007-2024 Наталья Кузьмина |