Арт-терапия
Терапия творчеством

Арт-терапия в теории и практике



Форма входа

Логин:
Пароль:




Международная межвузовская научно-исследовательская ЛАБОРАТОРИЯ АРТ-ТЕРАПИИ (2009-2010)
Международная межвузовская научно-исследовательская
Витебский орнамент
ЛАБОРАТОРИЯ АРТ-ТЕРАПИИ

Институт психологии и педагогики г. Москва,
Российская Федерация
Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, Республика Беларусь

Инициаторы проекта: В.Н. Никитин, доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. лабораторией «Арт-терапии» Института психологии и педагогики (г. Москва); Л.П. Керножицкая, аспирант Института этнографии АН РБ (г. Минск); А.И. Лобанов, кандидат педагогических наук, художник, МПГУ (г. Москва).

МАНИФЕСТ
Жизнь – это экспрессия движения, чувств и мыслей!
Для того чтобы жить, нужно дышать, двигаться, чувствовать!
Для того чтобы быть здоровым, нужно научиться дышать, двигаться, чувствовать осознанно.
Осознание себя приходит в процессе исследования своего тела, его функций и влияния на него окружающего мира.
Наш проект направлен на осознание возможностей   саморегуляции и освоение системы самосовершенствования.
Для этого необходимо выполнение следующих условий:
    наличие экологически чистого места, в котором жизненная сила увеличивается вследствие естественного гармоничного сосуществования с природой;
    знание принципов и законов функционирования организма и механизмов влияния на него природной среды;
    осознание мельчайших изменений состояний тела, стремление сознательно исследовать характер связи психических и телесных функций;
    потребность в творческом самовыражении и созидании себя;
    доверие себе: своему опыту ощущений, чувств и действий.
С целью реализации данного манифеста на базе московского и витебского учебных институтов в 2006 году была создана совместная межвузовская лаборатория АРТ-ТЕРАПИИ по исследованию методов оздоровления и освоение техник саморегуляции.

ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ АРТ-ТЕРАПИИ

В основу проекта лаборатории Арт-терапии положен опыт 17 летнего исследования законов и методов саморегуляции, полученный в процессе индивидуальной и групповой работы участников проекта в странах Восточной и Западной Европы: России, Украины, Латвии, Германии, Нидерландах, Белоруссии, Польши, Словакии, Литвы, Венгрии.
Исследование проходило в различных этнокультурных, возрастных, профессиональных группах, в котором приняло участие более 15 000 человек.
Предметом исследования выступали телесные, психические, психологические, этико-эстетические и креативные аспекты выразительных форм репрезентаций.
В рамках данного исследования с 1990 по 2008 год был осуществлен ряд крупных международных проектов, основными из которых являются:

Арт-конференция. ВитебскНаучно-терапевтические проекты

«Здоровье. Развитие. Личность» – в рамках программ ЮНЕСКО, проходившей в Международном детском центре «Артек» (Крым, 1990-2001), в котором приняли участие более 10 000 детей и подростков;
«Наули», проект, направленный на освоение методов саморегуляции и развития самосознания в экологически чистом месте (Крым, Гурзуф, 2000-2008);


Учебно-терапевтические проекты

«Телесно-ориентированная арт-терапия» – в рамках программ Крымской ассоциации психиатров, психотерапевтов и психологов (Симферополь, 1993-2005);
«Телесная и арт-терапия» – в рамках научно-исследовательских и учебных программ Института психологии и педагогики (Москва, 1993-2008), Тюменского областного государственного института развития регионального образования (Тюмень, 1994-1997), Академии искусств г. Братиславы (Словацкая Республика, 2004-2005), Латвийского государственного университета (Рига, 2001-2004), Витебского государственного университета им. П.М. Машерова (Республика Беларусь, 2005-2008

Научно-исследовательские проекты

«Аю-даг», проект, направленный на исследование влияния
морской среды на психофизическое состояние человека
Театр "Постдвижение"(Гурзуф, 1995-2008);
«Кросс-культурные исследования этнофонического и аутентического звучания приграничья Белоруссии и России», проект, осуществляемый в экспедициях (Витебск, 2000-2008).

Театральные проекты

«Межкультурные исследования телесного сознания» в рамках  работы европейских фондов «BOSCH STIFTUNG» с участием молодежных пластических театров России, Германии, Голландии и Франции (Москва, Halle (Saale), Landsberg, Berlin, Tilburg, Utrecht, Amsterdam, Paris, 1997-2000);
Театр-студия «Постдвижение», работающая в техниках искусства «дель арте» и авторской методики В. Никитина – «пластикодрама» (Москва, 2000-2008).





СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА ЛАБОРАТОРИИ АРТ-ТЕРАПИИ

Целью научных исследований лаборатории Арт-терапии является разработка и апробация систем и техник саморегуляции на основе материала, полученного в экспериментальной практике и в экспедициях.
Решение научно-исследовательских задач осуществляется на экспериментальных площадках в различных природно-экологических и историко-культурных условиях: в Белоруссии – г. Городок (Витебская область), в Крыму – пос. Горный (заповедник «Аю-даг»).

Структура лаборатории Арт-терапии
(
направления деятельности):

пластикодраматические практики

арт-практики

телесные практики



Телесные практики
Исследование состояния тела и его функций посредством использования техник сосредоточения, дыхания, движения.
Освоение методов саморегуляции с учетом индивидуальных особенностей обучающегося и состояния его здоровья.
Исследование механизмов воздействия морской и озерной воды на физическое и психическое состояние посредством дозированного увеличения времени пребывания в водной среде.
Исследование характера питания на психофизическое состояние каждого индивидуума и его регуляция в процессе активной телесной деятельности.

Арт-практики
Развитие художественно-изобразительных способностей на основе анализа произведений искусства и исследований в области психологии искусства, психологии рекламы, трансперсональной психотерапии.
Освоение техник рисунка, лепки, грима, маски, орнамента. Исследование критериев способности к рефлексии и самовыражению на основе анализа результатов художественного творчества.

Пластикодраматические практики.
Развитие способности к спонтанному творчеству, к нахождению нового решения в стандартных ситуациях. Освоение техник пластического движения, голосового звучания, драматического исполнения в пространстве театра «дель арте», гротеска и парадокса.звучания, драматического исполнения в пространстве театра «дель арте», гротеска и парадокса.

НАУЧНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАУЛИ»
(в рамках лаборатории Арт-терапии)

С целью освоения техник саморегуляции с 2000 года на территории заповедника «Аю-даг» (Крым. 5-14.; 15-24; 07) ежегодно проводится тренинг «Наули», в процессе которого участники действия научаются регулировать состояние своего тела и психики: управлять дыханием, развивать способность к тонкому чувствованию ранее неактуализированных групп мышц, ответственных за состояние грудной и брюшной областей тела, корректировать структуру позвоночники, суставов, деятельность внутренних органов – легких, сердца, желудка, кишечника, печени, почек. Опыт показал необходимость осуществления регулярной практики комплекса упражнений по совершенствованию наработанного навыка.
В связи с этим в филиале лаборатории АРТ-ТЕРАПИИ в г. Городке Витебской области регулярно проходят пролонгированные занятия по совершенствованию способности к саморегуляции и отработки индивидуальных моделей развития в условиях города.

Время занятий выстраивается с учетом
Интересов и возможностей участников группы:

краткосрочные сессии – 2-3 дня.
долгосрочные сессии – 5-7 дней



Время занятий на 2008-2009 учебный год

1 сессия  23-25.09.08.
2 сессия  23-25.04.09.
3 сессия  23-25.08.09.

.


Возможны варианты проживания:
филиал лаборатории Арт-терапии в г. Городке;
гостиница в г. Витебске.

Контакты:
Россия  +7 926 2109751
Белоруссия  +375 29 1600872 , +375 29 9502929

E-mail:  w_nikitin@mail.ru,  p_moving@mail.ru

ВЕДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ЛАБОРАТОРИИ

Никитин Владимир Николаевич – доктор философских наук, кандидат психологических наук, научный руководитель межвузовской лаборатории «Арт-терапии» ИПП и ВГУ им. П.М. Машерова,, сертифицированный арт-терапевт (ГИТИС, Москва, 2002; Будапешт, 2003; Братислава, 2004); художественный руководитель театра-студии «Пост-движение», автор 7 научных монографий.
Мацаберидзе Нелли Вячеславовна – кандидат искусствоведческих наук, зам. декана педагогического факультета ВГУ им. П.М. Машерова.
Лобанов Артем Иванович – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры ИЗО ВГУ им. П.М. Машерова.
Керножицкая Лилия Павловна – аспирант Института этнографии Академии наук Республики Беларусь, преподаватель кафедры вокала и хорового дирижирования ВГУ им. П.М. Машерова.
Никитина Наталья Николаевна – преподаватель курса «Арт-терапии», переводчик.
Белогурова Татьяна Юрьевна – актер, сотрудник лаборатории «Арт-терапии».
Фетисова Александра Константиновна – художник, сотрудник лаборатории «Арт-терапии».
Козак Вячеслав Владимирович – музыкант, сотрудник лаборатории «Арт-терапии».

НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
Усанова Ольга Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ректор Института психологии и педагогики г. Москва.
Суворова Ольга Семеновна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Ковалев Александр Анатольевич – доктор педагогических наук, доцент кафедры ИЗО Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.
Самохвалов Виктор Павлович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Крымского государственного медицинского университета.
Калина Надежда Федоровна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой глубинной психологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.

w_nikitin@mail.ru,  p_moving@mail.ru

© 2007-2017 Наталья Кузьмина